Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Методика преподавания ПДД.

Применение модульных программ и современных средств обучения в подготовке водителей транспортных средств категорий А, В.

Модульное обучение, основанное на компетенциях, широко применяется в системе профессионального образования. В настоящее время в РФ образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования (профессиональные лицеи и колледжи) также переходят на обучение по модульным программам. С учетом сказанного применение модульных программ, в том числе и в автошколах, становится актуальным.

Модульная программа разрабатывается на основе Примерной программы подготовки водителей и является, по сути, Рабочей программой.

Под обучением, основанным на компетенциях, понимается обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для данной профессии.

Компетенция – это способность применять знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ. Такой подход позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их упорядочивание и систематизация. Это в конечном счете приводит к повышению мотивации обучающихся в их освоении. Кроме того, модульная программа позволяет создать интеллектуальный методический ресурс и внутренний стандарт учебного заведения в отношении образовательных программ.

Разработка модульных программ, основанных на компетенциях начинается с разработки функциональной карты, в основе которой лежит функциональный анализ.

Функциональный анализ – это описание трудовой деятельности через функции и результаты.

После выявления функций, то есть реальных действий, выполняемых работником определенной профессии и тех компетенций, которые необходимы для выполнения этой профессиональной деятельности составляется функциональная карта.

Функциональная карта состоит (см. приложения № 1, № 2):

1. Описания основной цели профессии. Основная цель (профиль компетенции) кратко описывает суммарный результат того, что должно быть достигнуто в ходе обучения.

2. Описания основных функций, составляющих данную профессию. Основные функции (области компетенции) позволяют  достичь основную цель профессии и представляют собой описание тех конкретных действий, посредством которых достигается эта основная цель. Количество функций зависит от сложности профессии. Каждая функция содержит целостную группу требований к осуществляемым действиям.

Основные функции (области компетенции):

А – предусматривает изучение устройства автомобилей, проведение ежедневного технического обслуживания и устранение возникших во время эксплуатации транспортного средства мелких неисправностей, не требующих разборки узлов и агрегатов (отрабатывается на учебном автомобиле).

В – предусматривает упражнения на автотренажере и выполнение практических заданий 1 – 6 по вождению учебного автомобиля на закрытой площадке.

С – предусматривает упражнения на автотренажере и вождение учебного автомобиля по учебным маршрутам в условиях реального дорожного движения.

D – предусматривает отработку действий по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

После определения основных функций все они подразделяются на ряд составляющих их более мелких единиц, каждая из которых называется функциональным модулем и описывает конкретные действия, составляющие данную компетенцию.

Модуль понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.

Каждый модуль состоит из следующих документов

1.    спецификация модуля;

2.    содержание модуля;

3.    руководство по модулю (является административным документом для преподавателей и мастеров производственного обучения);

4.    руководство по оценке модуля (памятка по оценке для обучающихся, оценочные (контрольные) ведомости обучающихся, оценочные задания);

5.    алгоритм реализации модуля (план обучения, сценарии занятий).

Рассмотрим организацию обучения по модулю  «Управлять автомобилем на дорогах с малой интенсивностью движения».Обучение по данному модулю может проходить в 3 этапа:

· аудиторные занятия;

· обучение на компьютерном автотренажере;

· вождение учебного автомобиля в условиях реального дорожного движения.

На аудиторных занятиях целесообразно использовать такие методы обучения, как:

· мини-лекции (краткое изложение учебного материала с просмотром видеофильмов, слайдов);

· задания по индивидуальному чтению (восполнение каких-либо пробелов в знаниях, или углубление знаний по конкретному вопросу, ведение рабочих тетрадей);

· имитационные задания (моделирование) – используется электронная интерактивная доска или магнитная доска;

· решение тематических задач (тестов) с использованием АРМ или в письменной форме;

· консультации.

Следует отметить, что в преподавании теоретических дисциплин часто имеют место две крайности: с одной стороны чрезмерное увлечение чтением лекций, а с другой, когда на занятиях по ПДД обучающиеся просто штудируют экзаменационные билеты. В таких автошколах не обучают безопасному управлению транспортных средств, а готовят к сдаче экзамена в ГИБДД. А это разные вещи. Какой запас знаний остается у этих учеников после такого, с позволения сказать, «обучения»? Ведь билеты они через 2–3 месяца забывают, а Правила так и не выучили. В результате, что получается? Вызубрили, сдали, забыли. А как ездить по дорогам? Да «как все»!

При проведении занятий необходимо учитывать, что твердые знания приходят через понимание, а понимание бывает тогда, когда человек начинает думать, а думать он начинает во время решения каких-то задач. Поэтому, такие методы как выполнение имитационных заданий и решение тематических задач нельзя исключать из процесса обучения.

При модульном подходе к обучению преподаватель перестает быть «ретранслятором» учебной информации, а становится организатором процесса освоения компетенций. Иначе говоря, он помогает обучающимся получить необходимую информацию, направляет их деятельность по обучению данной профессии, делает замечания, осуществляет мониторинг, консультирует, оценивает результаты.

Конечно, переход на модульное обучение потребует соответствующей подготовки преподавателей и мастеров по новой методике, а также изменений в планировании учебного процесса и нагрузке преподавателей. Однако, какие-то отдельные элементы модульного обучения уже сейчас можно взять на вооружение и использовать при проведении занятий.

А теперь поговорим о средствах обучения.

В современном учебном классе должны быть: мультимедийная проекционная техника, АРМ для обучающихся, учебные наглядные пособия.

Автошкола, оборудованная современными средствами и методиками обучения, сможет быстро и достаточно экономно реагировать на изменения в ПДД и Программах (для этого надо просто поменять диск в компьютере), а также сокращать время на подготовку и проведение занятий, получая, при этом, высокие результаты в обучении.

В Учебном пособии для преподавателей и учащихся автошкол систематизированы и обоснованы положения Правил. Учебный материал в Пособии полностью соответствует тематике Примерной программы и дополнен цветными иллюстрациями различных дорожно-транспортных ситуаций, также имеются ссылки на пункты ПДД. В конце каждой темы предложены вопросы для самоконтроля. Все это помогает учащимся в самостоятельном изучении предлагаемого материала и восполнении его из-за вынужденных пропусков занятий, а преподавателям – в подготовке и проведении занятий.

Рабочая тетрадь является частью УМК. Учебный материал в Рабочей тетради расположен в той же последовательности, что и в Учебном пособии. Размещенные в тетради иллюстрации дорабатываются под руководством преподавателя с использованием цветных карандашей, маркеров или гелевых ручек. Тетрадь предназначена для работы учащихся на занятиях в автошколе и самостоятельной работы дома. Использование рабочих тетрадей при обучении позволяет активизировать работу учащихся на занятиях, сокращает время на выполнение домашних заданий, дает возможность учащимся самостоятельно изучать пропущенный учебный материал и выполнять необходимые практические задания. Кроме того, почти полностью исключается использование преподавателем классной доски и мела в ходе проведения занятия, а также значительно уменьшается время на перерисовывание учащимися в конспект различных схем дорожно-транспортных ситуаций, рассматриваемых при изучении материала. Для проверки знаний по экзаменационным билетам в тетради имеются контрольные таблицы.

В Методическом пособии для преподавателей автошкол рассматривается проблема изучения теоретического материала по теме «Дорожные знаки» с применением Рабочих тетрадей и современных технических средств обучения, даны рекомендации по организации проведения занятий и последовательности освещения учебного материала, повторения пройденного материала и контроля знаний обучающихся.

Электронное учебное пособие предназначено для оказания практической помощи преподавателям автошкол в подготовке и проведении занятий по Правилам дорожного движения. Оно содержит краткий учебный материал по тематике Примерной программы, а также цветные иллюстрации, фотографии и видеоролики. Все это преподаватель может использовать при проведении занятий. Для этого ему необходимо составить презентацию, которая заменит при проведении занятий соответствующие плакаты и стенды.